Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.
Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).
Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).
Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
В процессе занятий необходимо осуществлять контроль, самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников. Для того чтобы более или менее точно определить нагрузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учеников, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. В ходе урока нагрузку можно регулировать изменением числа повторений, темпа движений, величины отягощений, продолжительности выполнения заданий, связанных с интенсивными упражнениями. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 ударов в минуту. Мне важно контролировать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал по болезни, у кого недостаточный уровень физической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
Нужно быть внимательным и к проявлению внешних признаков утомления учащихся. При средней степени утомления дыхание у них учащается, снижается интенсивность мышечных усилий, падает скорость движения, нарушается в небольшой степени координация движений. При значительной степени утомления чрезмерно усиливается дыхание, проявляются такие признаки, как побледнение лица, скованность движений и вялость во всем теле, резко нарушается координация движений. При первых признаках сильного утомления, я обязан дать ученику отдых или полностью отключить его от выполнения упражнения.
Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки—дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала, я в ходе урока видоизменяю и уточняю задание применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания по бегу, то следует варьировать его различную скорость и продолжительность для мальчиков и девочек, а также в зависимости от хорошей, удовлетворительной и слабой подготовленности учеников; при освоении техники двигательных, действий нужно видоизменять объем и характер подводящих упражнений, исходя из способностей учеников.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также тем, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т. п.
Следуя всем этим методическим рекомендациям, я не должен забывать ещё об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, четыре ее компонента, относящихся к изучению теоретических сведений, овладению двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию двигательных качеств, должны составлять единый процесс. На основе оздоровительной и воспитательной направленности урока эта особенность современного урока отражена в структуре учебной программы.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.
Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.
Список литературы
А. А. Бирюков «Учись делать массаж», Москва «Советский спорт» 1988 г.
Ж. К. Холодов, В. П. Панов «Папа, мама и я – спортивная семья», Минск «Полымя» 1989 г.
Ю. А. Орешкин «К здоровью через физкультуру», Москва «Медицина» 1990 г.
К. М. Приходченко «Школа закаливания на дому», Минск «Полымя» 1988 г.
Н. В. Гуреев «Активный отдых», Москва «Советский спорт» 1991 г.
С. М. Вайцеховский «Книга тренера», Москва Фис 1971 г.
Ю. Б. Никифоров «Учитесь наслаждаться движениями», Москва «Советский спорт» 1989 г.
Аттанасенко ГЖ Здоровье, которое мы выбираем, Киев: знания, 1989. |